Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными учащимися.
Под специальными условиями, для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких учащихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Особенности развития учащихся диагностируются ПМПК (психолого -медико – педагогической комиссией). К ним относятся нарушения зрения, речи (ТНР), опорно-двигательного аппарата (НОДА), задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС(расстройство аутистического спектра) и СДВГ, комплексные нарушения развития.
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников:
- глухие, 4 варианта;
- слабослышащие, 3 варианта;
- слепые, 4 варианта;
- слабовидящие, 3 варианта;
- с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта;
- с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта;
- с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта;
- с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта;
- с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3).
Реестр лучших муниципальных практик дополнительного образования для детей с инвалидностью и ОВЗ